- Великий пост
-
ВЕЛИ́КИЙ ПОСТ — самый гл. и протяженный пост в году, длится 7 недель, от Масленицы до Пасхи.
Великопостные обряды, правила поведения и приметы сводятся к ожиданию весны, подготовке к важнейшим с.-х. работам — пахоте и севу, окончанию нек-рых жен. работ (ткачество), к переживанию (сочувствованию, состраданию) евангельских событий, предшествовавших Пасхе. В. П. обязывает правосл. людей поститься, запрещает веселье, хождение в гости, пение мирских песен, ношение яркой, нарядной одежды, предписывает половое воздержание. Старообрядцы заменяли "скоромную" посуду на "постную" или выжигали ее в печах, обваривали кипятком и пр., набирали свежей воды из колодцев и ключей. Разрешается исполнение духовных стихов, чтение божеств. книг. Необходимым считается посещение церк. служб, говение (лучше всего на 1-й, 4-й и Страстной неделях), исповедь и причащение. Нек-рое исключение делалось для молодежи (возраста женихов — невест): им разрешалось собираться компаниями, устраивать нешумные игры, преимущ. спорт. характера. В. П. подводит черту под масленичным весельем и обжорством, что отражено в массе поговорок и пословиц: "Не все коту масленица, будет и В. П.", "В. П. прижмет хвост", "Пришла пора заговеться на редьку, на хрен да на белую капусту", "Пришла редька да хрен, да кн. Ефрем", "В год хлебородный пост не голодный".
В заговенье на В. П. в Смоленской губ. принято было оставлять для покойных "родителей" на ночь кушанья, существовало поверье кто первым выйдет из-за стола, тот в этот год умрет. Почти все недели В. П. имеют собств. имена, а в пределах самих недель выделяются нек-рые (иногда все) дни, в разной степени значимые и насыщ. обрядовыми действами, этикетностью, приметами и пр.
1-я неделя — Сборная, 2-я неделя — с понедельника в городах начинается гощение молодых женщин у своих матерей, в старорус. семьях перенизывали жемчуга, украшали убрусники и кокошники, вышивали шелками фаты. В воскресенье в Кунавине (Ниж. Новгород) отмечался "козий праздник", с базаром, изобилующим сластями и детскими игрушками, в разгар веселья выводили на площадь разряженного козла, к-рый, по местным преданиям, когда-то спас город от пожара, предупредив жителей колокольным звоном, 3-я неделя изв. "обжорными" пятницей и субботой (еда только постная, но обильная), в пятницу молодой зять приглашает тестя и тещу на кисель с конопляным маслом, 4-я неделя — Средокрестная, 5-я неделя — Похвальная, 6-я неделя — Вербная, 7-я неделя — Страстная.
Лит.: Мансветов И. О постах Правосл. Вост. Церкви. М., 1886; Шмеман А., прот. Великий пост. Париж, 1986.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.